Место проведения: Псков , БКЗ Филармонии

Телефон кассы: +7 (8112) 66-89-20

Цена: 300 - 1000 руб.

Ограничение по возрасту: 0+

50-й Фестиваль русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова

«Окно в Россию»

 

Российская культура всегда была восприимчива к своему окружению — никому не придет в голову сносить Московский Кремль или Храм Покрова на Нерли только за то, что в их постройке активно участвовали иностранные мастера. Общепризнанными шедеврами русской архитектуры считаются и барочные дворцы и храмы, постоенные Трезини, Растрелли, Ринальди. 

Музыке повезло меньше — поиск «национальной школы» (понятие, отсутствовавшее в имперской России) выбросил из культурного обихода практически все шедевры русского барокко. Часть музыки оказалась ненужной из-за своего богослужебного предназначения, другие сочинения — за то, что были написаны композиторами иных национальностей. В результате прекрасная музыка «доглинкинской эпохи» оказалась забыта. 

Не стоит ли нам взять пример с бережливых англичан, признавших немца Генделя своим национальным гением?

В нашей программе будут представлены композиторы, вклад которых в русское искусство сложно переоценить:

•автор первых русских опер Франческо Арайя, служил в России в 1735 1759 гг. Прозвучит ария из первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис» (1755 г.);

•автор первых инструментальных сочинений, где используются темы русских песен Доменико Далольо, служил в России в 1735-1764 гг. Прозвучит «Русская симфония» (1740-е) и Соната для скрипки и бассо континуо (посвящена великому князю Павлу Петровичу);

•автор первых русских ораторий Джузеппе Сарти (учитель многих русских композиторов). Прозвучит Русская песня из оперы «Индейская семья в Англии».

Кроме того, в программе прозвучат сочинения малоизвестных русских композиторов Ивана Юнкина и псковича Николая Яхонтова. 

 

Российский ансамбль «Солисты Екатерины Великой», специализирующийся в области аутентичного исполнения барочной музыки, создан в 2002 году художественным руководителем фестиваля EARLYMUSIC в Санкт-Петербурге Андреем Решетиным. Основой репертуара коллектива стала забытая русская музыка XVIII века. Благодаря деятельности ансамбля были восстановлены творческие портреты таких композиторов, как И. Хандошкин, Н. Леонтьев, И. Юнкин, И. Дубровский, Фр. Арайя, Д. Далольо, Л. Мадонис, А.Ф. Тиц.

В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга в Эрмитажном театре и на Фестивале старинной музыки в Утрехте ансамбль представил любимую оперу Екатерины II  ее придворного капельмейстера Дж. Паизиелло «Мнимые философы». 

Среди важнейших художественных достижений ансамбля постановка первой оперы на русский сюжет — «Борис Годунов» Иоганна Маттезона (1710, Гамбург), европейская премьера которой прошла в Гамбурге, Санкт Петербурге и Москве в 2007 году. 

Результатами изучения русской исторической фонетики и русского барочного театра стали оперные постановки. В 2015 году была поставлена опера Екатерины Великой и В. Мартин-и- Солера «Горебогатырь Косометович», а в 2016 году состоялась долгожданная премьера первой русской оперы — «Цефал и Прокрис» Александра Сумарокова и Франческо Арайи. 

С камерными программами ансамбль выступает на ведущих фестивалях старинной музыки (Oude Muziek Utrecht, Boston Early Music Festival, Tages Alte Musik Basel etc.).  

В декабре 2017 года состоялись гастроли ансамбля в Большом театре (Москва).

В декабре 2023 года на телеканале «Культура» состоялась премьера мини сериала Глеба Пирятинского «Рождение русской оперы», созданного при непосредственном участии ансамбля. 

 

«Солисты Екатерины Великой»:

Вера Чеканова (сопрано)

Андрей Пенюгин (барочная скрипка)

Юлия Гайколова (барочная скрипка)

Марина Куперман (барочный альт)

Варвара Касторская (барочная виолончель)

Ирина Шнеерова (клавесин)