Место проведения: Псков , БКЗ Филармонии

Телефон кассы: +7 (8112) 66-89-20

Цена: 450 руб.

Ограничение по возрасту: 12+

Виртуальный концертный зал Псковской областной филармонии

"Пиковая дама"

Пётр Ильич Чайковский

 

«... Или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая дама", в самом деле, шедевр...» — писал Петр Ильич Чайковский Великому князю Константину Константиновичу. Что же, время расставило все по своим местам — созданная всего за 44 дня во Флоренции опера приобрела поистине планетарную известность и продолжает удерживать пальму первенства среди всех русских опер в мировом репертуаре.

О спектакле

«Пиковую даму» считает лучшим творением Чайковского всемирно известный дирижер, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев. Он взял на себя руководство музыкальным процессом воссоздания постановки в «Геликон-опере». Оригинальное прочтение, современный сценический язык, влюбленность в музыку Чайковского, ставшие отличительными чертами геликоновской «Пиковой дамы», сохранились и в новой версии. К этому добавились вдумчивый взгляд маэстро Федосеева, потрясающие сценические возможности нового зала и артистический талант геликоновской труппы. 

«Дмитрий Бертман и его режиссура не укладываются в рамки привычных характеристик, ярлыков и штампов. Для традиционалистов, жаждущих видеть, а лучше только слышать оперу в ее застывшем музейном варианте, а еще лучше — в концертном исполнении (так, кстати, предпочитал Мстислав Ростропович, несмотря на свой революционный характер), Бертман слишком «режиссер». Для «свободных радикалов», требующих «приращения смыслов» и делающих сегодня погоду в идеологии музыкального театра, он слишком консервативен — считается с текстом, сюжетом, не искажает авторских смыслов и — что уже совсем «возмутительно» — знает ноты и уважительно относится к партитуре. А потому его «Пиковая дама» — это провокация для всех «лагерей и партий». Но на то он и Дмитрий Берман, создавший свой оперный театр, не похожий на другие», — пишет музыкальный обозреватель и журналист Екатерина Кретова в «Московском комсомольце».

Краткое содержание

1 действие.

Петербуржцы с детьми гуляют в Летнем саду. Герман влюблен в знатную девушку, имени которой не знает. Оказывается, что это Лиза, наследница Графини и невеста князя Елецкого.

Внук Графини Томский рассказывает, что некогда его бабушка узнала в Версале тайну трех выигрышных карт. Гроза разгоняет гуляющих. Герман загорается мыслью о трех картах.

Невеста Томского княжна Полина и другие барышни собрались у Лизы после ее помолвки. Графиня присылает Гувернантку прекратить веселье. Гостьи расходятся, Лиза отсылает горничную Машу. Герман приходит, чтобы объясниться с Лизой…

На балу игроки Чекалинский и Сурин дразнят Германа тайной трех карт. Елецкий говорит Лизе о своих чувствах, но все ее мысли — о Германе. Лиза назначает ему свидание.

2 действие.

Лиза, Полина и Томский разыгрывают «пастораль» о пастушке Прилепе, бедняке Миловзоре и богаче Злаготогоре.

Чтобы попасть в комнату Лизы, Герман должен пройти через покои Графини. Происходит роковая встреча. Графиня умирает, не раскрыв тайны трех карт…

Герман вспоминает похороны Графини. Является призрак покойной, велит спасти Лизу и называет три карты: тройку, семерку и туза.

Лиза отказала Елецкому, все ее надежды связаны с новой любовью. Безумие Германа, помешавшегося на идее трех карт, означает для Лизы гибель.

Все игроки в сборе — и несчастный в любви Елецкий, и Нарумов, и даже Чаплицкий, которому Графиня некогда открыла роковую тайну. Чекалинский мечет банк. Герман впервые вступает в игру. Он дважды выигрывает. На третий раз в его руке вместо заветного туза оказывается пиковая дама… 

 

Действующие лица и исполнители:

Лиза — Елена Михайленко

Герман — Иван Гынгазов

Графиня — Лариса Костюк

Князь Елецкий — Пётр Соколов

Граф Томский — Алексей Исаев

Полина — Ирина Рейнард

Гувернантка — Валентина Гофер

 

Над спектаклем работали:

Режиссер — Дмитрий Бертман

Режиссер — Валерий Спирин

Музыкальный руководитель воссоздания спектакля — Владимир Федосеев

Дирижер — Валерий Кирьянов

 

Продолжительность 2 часа 49 минут, без антракта.